Причинами гиперактивности могут быть инфекции,
родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины –
свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.
Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается
у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже
созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и
родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов
распространенность синдрома составляет 3—10%.
Симптомы почти всегда появляются в
возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте
учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и
сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна,
энурезом, нарушениями речи.
Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.
Для диагностики необходимо наличие шести
из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.
Дефицит внимания:
§ Снижено избирательное
внимание, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета,
небрежные ошибки;
§ Невозможность сохранять
внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его
выполнении;
§ Впечатление, что ребёнок
не слушает, когда к нему обращаются;
§ Имеет трудности с
организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на
другое;
§ Ребёнок избегает или не
любит задачи, требующих длительного умственного напряжения;
§ Частые потери нужных
вещей;
§ Лёгкая отвлекаемость
посторонним шумом;
§ Повышенная забывчивость
в повседневной деятельности.
Гиперактивность и импульсивность:
§ При волнении интенсивные
движения руками и ногами, ёрзания на стуле;
§ Частые подъёмы с места;
§ Резкий подъём с места и
быстрый бег;
§ Невозможность участия в
спокойном досуге;
§ Ребёнок действует, как
будто «заведенный»;
§ Выкрики с места и другие
шумные выходки во время занятий;
§ Попытки отвечать прежде,
чем был закончен вопрос;
§ Неспособность ждать своей
очереди в играх, во время занятий и т.д.;
§ Вмешательство в разговор
или деятельность других.
А теперь вернемся к гиперактивным
деткам. Это те детки, внутри которых очень много негативных чувств, которые они
не могу выразить. Это может быть связано с ошибками в воспитании. Если ребенку
не дают выразить имеющееся у него несогласие, если воспитание построено на
страхе, авторитаризме, наказании, то негативные чувства копятся. Напомним, что
чувства сопровождаются соответствующими телесными ощущениями. Негативные
заставляют тело сжиматься и напрягаться. А вспомните, что происходит с сильно
напряженной мышцей? В критический момент - судорога и сброс этого напряжения.
Так вот фактически через чрезмерную подвижность детки сбрасывают то напряжение,
которое они копят в связи с чем-либо. К переизбытку тех же самых негативных
чувств приводит и какая-либо болезнь или травма. А если еще и мама склонна к
тревоге, то этим лишь усиливает негативные переживания малыша.
А дальше ситуация развивается по замкнутому кругу. Чем активнее малыш, тем больше упреков и критики он слышит в свой адрес. Это привод к еще большему переполнению его кувшина чувств всякими обидами, страхами, раздражениями и злостью. И тем сильнее нужна активность, чтобы это напряжение сбросить. А критики становится все больше. Подключаются еще воспитатели и учителя. Увы, круг замыкается…
Что делать, если Ваш ребенок чрезмерно активен?
1. Обратитесь к невропатологу, прежде чем ругать его за нерасторопность, капризность, и избалованность. Необходимо установить: не является ли все это последствиями гиперактивности?
2. Необходимо задуматься: что заставляет моего ребенка испытывать негативные эмоции? Перенесенная травма? Мое воспитание?
3. Если самостоятельно найти причину не удается, обращайтесь за консультацией к психологу, чтобы он помог найти ответ.
4. Работайте над устранением причины. Если это травмы, то необходимо помогать ребенку избавится от страха и гнева, полученного в те моменты. Здесь, в зависимости от возраста, подойдут арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, телесные упражнения.
5. Проводите профилактику негативных эмоций. Для этого необходимо как можно больше телесных упражнений, имитирующий гнев и страх. Также необходимо, чтобы у ребенка была возможность для двигательной активности без ограничений. Например, место, где он мог бы бегать, лазить, пинать и пр.
6. Обязательно работать с телом малыша. Помните, в нем живет очень много негативных чувств. Если Вам не знакомы основные навыки, как через телесный контакт успокоить малыша, то обратитесь на консультацию к специалисту. В этом плане, идеальной является телесно-ориентированные терапевты.
Но главное помните, что эти деки нуждаются в гораздо большем понимании и терпении со стороны близких. Без Вашей поддержки и уверенности в том, что с ним все будет хорошо, ему будет крайне сложно решить эту проблему. А без проявлений Вашей любви и безусловного его принятия – просто невозможно.
А дальше ситуация развивается по замкнутому кругу. Чем активнее малыш, тем больше упреков и критики он слышит в свой адрес. Это привод к еще большему переполнению его кувшина чувств всякими обидами, страхами, раздражениями и злостью. И тем сильнее нужна активность, чтобы это напряжение сбросить. А критики становится все больше. Подключаются еще воспитатели и учителя. Увы, круг замыкается…
Что делать, если Ваш ребенок чрезмерно активен?
1. Обратитесь к невропатологу, прежде чем ругать его за нерасторопность, капризность, и избалованность. Необходимо установить: не является ли все это последствиями гиперактивности?
2. Необходимо задуматься: что заставляет моего ребенка испытывать негативные эмоции? Перенесенная травма? Мое воспитание?
3. Если самостоятельно найти причину не удается, обращайтесь за консультацией к психологу, чтобы он помог найти ответ.
4. Работайте над устранением причины. Если это травмы, то необходимо помогать ребенку избавится от страха и гнева, полученного в те моменты. Здесь, в зависимости от возраста, подойдут арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, телесные упражнения.
5. Проводите профилактику негативных эмоций. Для этого необходимо как можно больше телесных упражнений, имитирующий гнев и страх. Также необходимо, чтобы у ребенка была возможность для двигательной активности без ограничений. Например, место, где он мог бы бегать, лазить, пинать и пр.
6. Обязательно работать с телом малыша. Помните, в нем живет очень много негативных чувств. Если Вам не знакомы основные навыки, как через телесный контакт успокоить малыша, то обратитесь на консультацию к специалисту. В этом плане, идеальной является телесно-ориентированные терапевты.
Но главное помните, что эти деки нуждаются в гораздо большем понимании и терпении со стороны близких. Без Вашей поддержки и уверенности в том, что с ним все будет хорошо, ему будет крайне сложно решить эту проблему. А без проявлений Вашей любви и безусловного его принятия – просто невозможно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий